Учебно-методический центр «Компас» разрабатывает сейчас проекты  НДС для нескольких предприятий Удмуртской Республики. В очередной раз столкнулись с крайней зарегулированностью регламента прохождения проекта через контролирующие органы. В чем основные проблемы и какие пути решения мы предлагаем?
На сегодняшний день, в рамках действующего законодательства в области использования и охраны водных объектов, предприятия, осуществляющие сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, обязаны получить ряд документов:

  • согласованные и утвержденные нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект,
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование,
  • разрешение на сброс.

Кроме того, в случае, если достижение НДС не обеспечивается, необходимо разработать, согласовать и утвердить план снижения сбросов.
Однако система утверждения НДС и получения разрешения на сброс стала для предприятий серьезной преградой на пути к осуществлению своей деятельности в рамках действующего законодательства.
Здесь возникает ряд проблем, среди которых основной является  длительность процесса согласования документации. При соблюдении регламентированных нормативными документами сроков, срок согласования и утверждения НДС занимает 12 мес.
Более того, как показывает практика, согласовать проект с первого раза, в большинстве случаев, не представляется возможным, поскольку неоднозначные формулировки нормативных документов и пробелы в законодательстве дают возможность субъективной оценки материалов экспертом и, как следствие, получение отрицательного заключения по итогам рассмотрения проекта. В связи с этим, нередко возникает ситуация, когда в результате получения отказа от 1 из 5 согласующих и утверждающих НДС госорганов, необходимо отправлять документы на повторное рассмотрение и согласование по новому кругу.
Таким образом, дата получения окончательного документа становится непредсказуемой.
Другой трудностью является излишняя ограниченность срока действия разрешительных документов. Так срок действия НДС составляет 3-5 лет. Однако, это еще не разрешительный документ. Окончательным звеном в этой цепи является разрешение на сброс, которое предприятие может получить только после получения согласованного плана снижения сбросов. А это дополнительные временные затраты уже в ущерб действующим нормативам допустимого сброса. Таким образом, срок действия разрешительного документа сокращается еще на несколько месяцев.
В сложившейся ситуации, на наш взгляд, указанные проблемы можно решить путем формирования единого административного регламента процедуры согласования и утверждения НДС, в котором нужно урегулировать сроки рассмотрения документации (не более 3-4 месяцев), вопросы межведомственного взаимодействия и прочие организационные моменты. Полезным было бы также создание возможности полного прохождения процедуры в г. Ижевске путем создания здесь недостающих территориальных подразделений соответствующих служб.
Это основное. Мы предлагаем всем заинтересованным предприятиям объединиться с нами и попробовать изменить ситуацию. В Удмуртии сейчас есть две основные общественные силы, в обязанности которых входит совершенствование механизмов осуществления предпринимателями своих прав и обязанностей: это Удмуртское региональное отделение Общественного объединения «ОПОРА РОССИИ» и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Прасолов А.А.
Предлагаю всем заинтересованным организациям (лицам) совместно решить проблему. Ждем Ваших предложений.

Генеральный директор Группы компаний «КОМПАС»
Андрей Анатольевич Макаров
Инженер по охране окружающей среды
Никулина Марина Михайловна.
Тел.(3412) 66-60-55