2551_3568В апреле 2017 года исполняется 3 года с момента вступления в силу Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ориентировочно 3 года назад и наша компания стала активным участником тендеров.

В своей статье я хочу, с точки зрения субъекта малого предпринимательства, обозначить промежуточные итоги,  положительные и отрицательные моменты всей системы государственных закупок на примере Федерального закона 44-ФЗ.

Итак, начнем с положительных моментов.

  1. Главный успех системы – теперь не нужно ходить по «кабинетам», искать, просить работу. Сейчас практически всю работу можно найти сидя за компьютером, в любое удобное время.
  2. Прозрачность системы госзакупок, которая начинается с момента публикации закупки и заканчивается подведением итогов. По любой закупке можно в свободном доступе получить документацию, если что-то неясно, направить запрос на разъяснение в письменной форме. Ну и ознакомиться с итоговым протоколом закупки.
  3. Рост и усиление конкуренции на рынке оказания услуг. Как показывает наш опыт (конечно же, по нашим отраслям), сейчас практически нет конкурсов, где участников было бы 2-3. Сейчас все чаще эта цифра стремится в 5-6 (в среднем). В марте нынешнего года мы, например, участвовали в конкурсе, где было подано 29 (!) заявок.
  4. Существенная экономия бюджетных средств. Конечно, это положительный момент для заказчиков (т.е. для государства), но мне, как гражданину Российской Федерации, приятно осознавать, что некоторые товары/услуги государство может закупать по цене даже в 2 раза меньше рыночной.
  5. Расширение рынка сбыта/оказания услуг для субъектов МСП. Раньше это было достаточно сложно, но сейчас мы, во многом благодаря единой системе госзакупок, можем искать и выполнять работу по всей России, и следовательно, увеличивать собственную прибыль.
  6. Снижение коррупционной составляющей между заказчиком и отдельными участниками, когда работа отдается за «откат» и т.п. Здесь отсылка к пункту № 2. Не берусь утверждать, что теперь коррупционной составляющей между заказчиками и участниками не существует, но факт в том, что она снизилась, становится меньше лазеек. И каждый участник на равных правах претендует на поставку товара/выполнение работ.

Перейдем к отрицательным моментам Федерального закона 44-ФЗ.

  1. Множество электронных торговых площадок. С точки зрения конкуренции и альтернативы это, конечно, хорошо для заказчика. Но предпринимателям несладко: на каждой площадке нужно зарегистрироваться, приобрести ЭЦП (электронную цифровую подпись), держать деньги на лицевом счете. Все это выливается во временные и финансовые издержки.
  2. Функционал ЕИС (Единой информационной системы), не позволяющий подавать заявки на участие в запросе котировок в электронном виде. В настоящее время, если закупка проводится в форме запроса котировок (не путать с запросом котировок в электронной форме), мы подаем заявку на участие в бумажном виде. Учитывая, что теперь наш рынок увеличился до масштабов всей России, наша заявка может банально не успеть дойти в нужный срок. Здесь же учитываем постоянные почтовые расходы. Конечно, ч. 1 ст. 5 Федерального закона 44-ФЗ предусмотрена подача заявки на участие запроса котировок в форме электронного документа, но, повторюсь, такой функционал пока не введен.
  3. Расчет размера обеспечения исполнения контракта, который победитель закупки оплачивает заказчику при подписании контракта на время выполнения контракта. Во-первых, несправедливо, что размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается от начальной (максимальной) цены контракта. В ходе торгов, цена контракта снижается, зачастую в несколько раз, а платить обеспечение мы все равно должны исходя из начальной цены контракта. Во-вторых, если наше предложение о цене контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены, размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза. Но этот пункт касается не всех видов торгов, к тому же в Законе существует норма, по которой размер обеспечения не увеличивается, если победитель представит информацию, подтверждающую его добросовестность (проще говоря, представление сведений о выполненных контрактах за последние годы). А как быть начинающим предпринимателя, у которых такого опыта нет? Остается только платить, так сказать, «замораживать» оборотные средства, которые могли бы пойти на другие нужды.
  4. Некомпетентность заказчика при составлении документации, технического задания. Встречается, что документация составляется не в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ, например, отсутствуют некоторые нормы, которые должны быть отражены в документации. Техническое задание может содержать неточности. Опишу ситуацию: два года назад ООО УМЦ «Компас» побеждает в электронном аукционе на право выполнения работ по определению рыночной стоимости права аренды объектов заказчика. Мы выполнили работу, отправили заказчику на согласование. Выясняется, что заказчику нужна была рыночная стоимость арендной платы! Конечно, нам удалось в срок переделать отчеты об оценке, но как быть с лишними расходами на трудозатраты? Заказчики, объявляйте конкурсные процедуры по составлению технических заданий, например, по каждой отрасли на определенный промежуток времени.
  5. Методики определения начальной (максимальной) цены контракта. По моему мнению, налицо тенденция к снижению средней стоимости выполнения работ и, соответственно, начальной (максимальной) цены контракта. К тому же, заказчики ухищряются с помощью методик устанавливать как можно меньшую начальную цену. Которая, естественно, в ходе торгов упадет.
  6. Сроки оплаты работ по государственным и муниципальным контрактам. Здесь, чтоб понять всю ситуацию, приведу пример: сроки выполнения работ согласно контракту – 10 рабочих дней, а сроки оплаты работ – 30 рабочих дней. Бюджет – штука большая и сложная, но справедливо ли это по отношению к предпринимателям? Хорошо, если заказчик добросовестно исполнил свои обязательства, вовремя оплатил работы. Статистика говорит о том, что заказчики зачастую недобросовестно относятся к оплате по государственным контрактам. Еще в конце 2015 года бизнес-омбудсмен Борис Титов отмечал, что размер задолженности государства перед бизнесом составлял 25 млрд руб., в середине 2016 года Генпрокуратура сообщала о 32 млрд руб. долга, и в марте 2017 года это ведомство отчиталось о взыскании 40 млрд руб. за прошлый год. Это колоссальные средства.

В конце декабря 2015 года наша компания ООО «КОМПАС-ПРОЕКТ» победила в электронном аукционе, в результате был заключен контракт на выполнение проектных работ по капитальному ремонту административных зданий. Срок выполнения работ – 3 месяца (конец марта 2016 года), срок оплаты выполненных работ 180 (!) дней (конец сентября 2016 года). Проект был выполнен нами в срок, претензий со стороны заказчика не поступало. Однако, за эти работы ООО «КОМПАС-ПРОЕКТ» не получило на сегодняшний день ни копейки, а ведь прошло уже больше года! Соответственно, мы вынуждены защищать свои интересы в судебных инстанциях, нести дополнительные финансовые и временные издержки, а заказчик на все наши требования оплатить работы только разводит руками!

На этом, пожалуй, и остановлюсь.

В целом, для нашей компании Федеральный закон 44-ФЗ однозначно полезен, необходим. Ежегодно, доля выручки по госзаказу от общей выручки у нас растет. Но в Законе по-прежнему есть шероховатости, недочеты, которые, надеюсь, Правительство РФ со временем исправит. Потому что госзакупки должны быть в равной степени выгодны как бизнесу, так и государству.  

Заместитель генерального директора по развитию Ершов Владимир Прокопьевич