Евгений Примаков на заседании Основные положения из выступления Евгения Примакова на заседании «Меркурий-клуба» 13 января 2014 года, г. Москва.
Коллеги, привожу основные положения из нашумевшего выступления Примакова. Полный доклад можно посмотреть http://www.youtube.com/watch?v=UKSNdQVO0YA

В заседании участвовали руководители министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания  РФ и члены Совета Федерации ФС РФ, политики, руководители территориальных ТПП, ученые и бизнесмены.
Перед членами и гостями клуба с обзором некоторых проблем внутреннего и международного развития выступил Президент «Меркурий-клуба» академик Евгений Примаков, он отметил, что особенно острый характер приобретает проблема необходимости противодействия политике неолибералов в России. Существует огромная разница, между неолиберальной политикой, особенно в экономике, и истинно либеральными требованиями независимости суда, прекращения вседозволенности чиновничьего аппарата т.д. Нужно определить четкую грань между либеральными идеями и принципами неолибералов.
В платформе российских неолибералов – основная составляющая – уход государства из экономики. В современной России сам рыночный механизм без государственного участия не способен обеспечить рост и сбалансированность экономики, а низкий уровень конкуренции не достаточен для достижения технико-технологического прогресса. Присутствие государства в экономике в определенные периоды необходимо и сегодня мы находимся именно в таком периоде.
Еще один принцип неолиберализма заключается в том, что свободная игра экономических сил, а не государственное планирование обеспечивает социальную справедливость. Но этот вывод не выдержал столкновений с действительностью даже в развитых капиталистических странах. В России же без государственного индикативного, но не директивного, планирования экономического роста вообще невозможно преодолеть отставание в жизненном уровне населения от развитых западных стран.
Наши неолибералы не выступают против подъема жизненного уровня населения. Однако они не согласны с необходимостью широкого маневра в экономической политике, чтобы сделать больший упор на решение социальных задач. Не способствует этому и распространение частнособственнической инициативы вширь – на здравоохранение, образовательные учреждения, науку. Разгосударствление во всех этих областях рассматривается неолибералами как магистральное направление развития России.
Неолибералы ставили своей задачей провести новую масштабную приватизацию государственной собственности. В качестве мотива выдвигается не только пополнение доходной части бюджета, но и недостатки в работе государственных компаний. Но вместо исправления ситуации неолибералы выдвигали курс на сплошную и быструю приватизацию. В июне 2013 года решением правительства, по сути, были исключены приватизационные аппетиты.
Неолибералы утверждают, что сосредоточение усилий на экономическом росте вызывает инфляционную волну в экономике. При этом игнорируется тот факт, что основные причины инфляции в России – в “немонетарных факторах”. В первую очередь к ним относится монополизация, распространенная во всей экономической структуре России. Это одна из прямых причин инфляции в России.
Опережающий рост тарифов также стал значимым фактором раскручивания инфляции. Высокие и постоянно увеличивающиеся тарифы не только бьют по карману населения, но и препятствуют экономическому росту.
Позиция неолибералов заключалась же в том, чтобы государство отказалось от фиксации уровня тарифов, предоставив эту функцию рыночному механизму. Противодействием этому служит решение президента привязать рост тарифов к уровню инфляции.
Немаловажное значение для стимулирования экономического роста имеет смягчение кредитной политики финансовых властей. Неолибералы считают, что снижение процентных ставок – это контрпродуктивная мера, которая приведет к дисбалансу и накоплению новых рисков в разных сегментах экономики. Но высокие процентные ставки существенно тормозят инвестиционную активность в России!
В годы кризиса неолибералы еще более ужесточили свои позиции по вопросам инвестирования, особенно из средств, образующихся за счет высоких мировых цен на нефть и газ.
Считаю правильным и своевременным предложение В.В.Путина о вложении части средств Фонда национального благосостояния в реализацию крупных инфраструктурных объектов.
Существуют и другие финансовые средства, кроме Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые можно задействовать в целях экономического роста. Существуют крупные резервы, которые не используются главным образом из-за плохого администрирования.
Серьезная проблема создается невыплатой налогов в полном объеме. В.В.Путин внес в Госдуму 11 октября 2013 года поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые возвращают следователям право возбуждать дела по налоговым преступлениям. Эта поправка встретила сопротивление российского бизнеса, и эта позиция имеет свою логику. Проблема продолжает обсуждаться. Не исключено, предполагает Евгений Примаков, что будет найдена формула, не передающая правоохранительным органам абсолютную власть при решении вопроса, призванного создать преграду для злостных неплательщиков налогов.
Жесткое сокращение расходов бюджета – таков один из основных неолиберальных постулатов. В частности, предлагается сокращать бюджетные траты на военную промышленность. Забывается органичная технико-технологическая связь оборонных и гражданских отраслей промышленности. В военных отраслях сосредоточен солидный интеллектуальный потенциал. Развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) может и должно стать одним из важных источников экономического роста.
Основные результаты противодействия неолиберальным идеям в российской экономике 2013 года – не произошло отказа от государственной собственности на те объекты промышленности, которые крайне необходимы не только для безопасности, но и жизнедеятельности России. Не произошел откат и в решении социальных вопросов, поставленных в майских указах президента, хотя не все так благополучно в этой области,  и т.д.
Несомненным нашим достижением является российская инициатива по выходу из опаснейшей ситуации, когда президент Обама заявил о неизбежности военного удара по Сирии. Если бы это произошло, то последствия не могли бы ограничиться дестабилизацией в регионе, ростом терроризма во всем мире. Перестала бы существовать Организация Объединенных Наций, потому что США, готовили вооруженное вмешательство в дела Сирии при полном игнорировании Совета Безопасности ООН. Российская инициатива, предложившая ликвидацию сирийского химического оружия, политические меры по выходу из внутреннего кризиса в Сирии сорвала реальную опасность трагического развития событий.
Вторым не менее значимым достижением стало важнейшее участие нашей страны в процессе переговоров с Ираном об его отказе от действий, которые могли бы быть связаны с обретением ядерного оружия.
Россия в 2013 году существенно укрепила свою роль великой державы, политика которой служит стабилизации обстановки в мире.
Надо помнить о шагах России по оказании помощи Украине для ее выхода из опаснейшего кризиса, это был абсолютно правильный отход от утверждения: либо Украина выбирает статус ассоциированного члена Евросоюза, либо она вступает в Таможенный союз. Никаких категоричных «либо-либо» не должно быть в отношениях между нашими дружественным странами.

 

Генеральный директор

Группы компаний «Компас» Макаров А.А.