Внедрение нового подхода устранит осуществление сплошных проверок подконтрольных субъектов и создаст систему эффективного расходования ресурсов. Планируется полное распределение объектов контроля по категориям риска при осуществлении плановых проверок. Внедрены методики оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе при внеплановых проверках.

На 1-м этапе в соответствии с ФЗ РФ №246-ФЗ от 13.07.2015 г. и внесенными изменениями в статью 26.1 ФЗ РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 г.  “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее №294-ФЗ) на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенным к субъектам малого предпринимательства

На 2-м этапе в  соответствии с положениями ч.2 статьи 2 №246-ФЗ от 13.07.2015 г. установлено следующее: Положения  Федерального  закона  от  26 декабря   2008 года N 294-ФЗ “О защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных предпринимателей  при   осуществлении   государственного   контроля (надзора)  и  муниципального  контроля”  (в   редакции   настоящего Федерального закона)  в  части  применения риск-ориентированного  подхода  при осуществлении государственного  контроля  (надзора)  применяются  с 1 января  2018 года.  В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) планируется с 1 января 2019 года.

В соответствии с положениями статьи 8.1 №294-ФЗ и п.1 Постановления правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» (далее ПП РФ №806 от 17.08.2016 г.) плановые проверки с 01.01.2018 г.  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) будут проводиться с учетом отнесения Объекта защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Периодичность плановых проверок от 3-х лет до 10-ти лет будет осуществляться в зависимости от присвоенной категории риска

В соответствии с п.21 «Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 806 от 17 августа 2016 г установлено шесть категорий риска и классов категорий опасности Объектов. Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

1-й класс, чрезвычайно высокий риск, 1 год;

2-й класс, высокий риск, 3 года;

3-й класс, значительный риск,  4 года;

4-й класс, средний риск, 7 лет;

5-й класс, умеренный риск,10 лет;

6-й класс, низкий риск. В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В  соответствии с п.42 приказа №644 от 30.11.2016 г. МЧС РФ «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности” (далее АР МЧС РФ (приказ № 644 МЧС РФ от 30.11.2016г.) установлено, что планирование проверок осуществляется на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска

В соответствии с п.44 АР МЧС РФ (приказ № 644 МЧС РФ от 30.11.2016г.) подтверждены положения риск-ориентированного подхода, а именно:   планирование и проведение органами ГПН плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется с периодичностью соответствующей  п.21 «Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденных ПП РФ №806 от 17.08.2016 г.:

В соответствии с п.1-2 «Приложения к положению о федеральном государственном пожарной надзоре» утвержденном ПП РФ № 806 от 17 августа 2016 г., установлены критерии и пожарно-технические характеристики Объекта, используемые для отнесения объектов защиты к определенной категории риска:

а) классификация зданий и сооружений по функциональной пожарной опасности, пожарной и взрывопожарной опасности, а также наружных установок по пожарной опасности в соответствии с Федеральным законом “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”;

б) классификация опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”;

в) классификация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов в соответствии со статьей 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.3 «Приложения к положению о федеральном государственном пожарной надзоре» утвержденном ПП РФ № 806 от 17 августа 2016 г., установлены дополнительные условия, используемые для повышения или понижения отнесения объектов защиты к определенной категории риска.

В соответствии с п.3 «Приложения к положению о федеральном государственном пожарной надзоре» утвержденном ПП РФ № 806 от 17 августа 2016 г., одним из критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска, является  проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с принятым ФЗ №100–ФЗ от 28.05.2017г, часть 1 статьи 6.1 ФЗ №69-ФЗ принята в следующей редакции: к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

В соответствии с принятым ФЗ №100–ФЗ от 28.05.2017г. «О внесении изменений в Федеральный закон №69-ФЗ “О пожарной безопасности” от 21.12.1994г.» и КоАП РФ» в статью 1 ФЗ №69-ФЗ внесены следующие дополнения:

“независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;

эксперт в области оценки пожарного риска – должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) – заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.”

В соответствии с положениями статьи 2 ФЗ №100–ФЗ от 28.05.2017г., установлена ответственность за ложные заключения: нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

На сайте Главного управления МЧС России, в том числе ГУ МЧС России по Удмуртской Республике (http://18.mchs.gov.ru/folder/1636678), ГУ МЧС России по г. Севастополь (http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii) и ГУ МЧС России по Республике Крым (http://82.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity) размещены перечни (сведения) об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков.   В данные перечни включены объекты муниципальной и федеральной собственности и потенциально опасные объекты производственных предприятий.

Для значительного количества Объектов отсутствуют сведения о присвоенной категории риска на сайте ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, при этом Объектам категории риска  ГУ МЧС России по Удмуртской Республике установлены.

В соответствии с п.13 «Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденных    ПП РФ № 806 от 17 августа 2016 г. « О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» по письменному запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности

Для Объектов отнесенным к субъектам малого и среднего бизнеса в соответствии с статьей 26.1 ФЗ РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее №294-ФЗ) на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки.

При этом начиная с 01.01.2019 г. на вышеуказанных Объектах  в  соответствии с Постановлением правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 « О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)»  и в  соответствии с п.42 приказа №644 от 30.11.2016 г. МЧС РФ «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности” планируются надзорным органом плановые проверки с периодичностью с учетом отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности

Для Объектов с учетом    п.3 «Приложения к положению о федеральном государственном пожарной надзоре» утвержденном ПП РФ № 806 от 17 августа 2016 г., одним из критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска, является проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с п.48 приказа №644 от 16.11.216 г. МЧС РФ «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности” устанавливается:

В случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверок в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков. В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки ГПН в отношении таких объектов защиты надзорным органом плановые проверки планируются: по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска. Ежегодный план проверок подготавливается и утверждается ГПН до 01 октября текущего года или до 01.10.2019г.

Экспертная организация ООО УМЦ «Компас» аккредитована в установленном порядке в качестве организации, осуществляющей деятельность по направлению: Обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, и разработка мер по обеспечению выполнений условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.  Свидетельство об аккредитации по указанному направлению № 660/В/0004, выданное 01 августа 2016 года ГУ МЧС России по Удмуртской Республике.

Экспертная организация ООО УМЦ «Компас» выполнит работы по независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности), что позволит снизить категорию риска или класса опасности Объекта, в том числе с учетом того, что в отношении таких объектов защиты надзорным органом плановые проверки планируются: по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска

Подготовил:
Руководитель отдела пожарного аудита ООО УМЦ Компас
Валеев Федор Хамитович
тел. моб. 8-912-454-78-91
compas@umc-compas.ru