Комментарии Андрея Макарова к статьям «Определены 10 регионов для подготовки рабочих кадров по модели дуального образования в 2014 году», «Визит руководителей Лейпцигского центра профобразования и повышения квалификации».

«Инвесторы не готовы приходить в регионы,
в которых отсутствует рабочая сила необходимого
уровня подготовки и квалификации»
(источник — АСИ).

К сожалению, советская система профессионального образования продолжает жить и процветать. Образовательные учреждения штампуют слабые кадры, а экономика не хочет их принимать!  Возникает вопрос – почему предприниматель никогда не произведет вещь или не займется какой-либо услугой, которую невозможно продать? А почему российская образовательная система делает с точностью до наоборот?! Или примеров нет в мировой практике — тогда почитайте в интернете сайт «Дуальное образование в Германии», которое считается образцом для всего Европейского союза!
И нечего удивляться тому, что у нас нет квалифицированных кадров – да просто те, кому это положено по статусу, их не готовят!
В настоящее время начались подвижки в этом вопросе, но поинтересуйтесь, а кто этим занимается? Этим занялись —  Агентство стратегических инициатив (АСИ), Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ), да  муниципальные образования что-то пытаются сделать.
Можно только приветствовать инициативу АСИ по реализации проекта «Дуальное образование» и что несколько регионов России уже задействованы в «пилотных» проектах.
Да и соседи Удмуртской Республики не дремлют – Татарстан приглашает из Германии специалистов по дуальному образованию, Пермский край вошел в состав «пилотных» проектов по этому же образованию, Свердловская область уже имеет опыт реализации дуального образования.
Можно и дальше продолжать перечислять,  сетовать, что нет денег, нет кадров для такой работы, нет времени… Однако нужно прекратить стенания и начинать  работать  и начинать  нужно со своего города!
Общество с ограниченной ответственностью Учебно-методический центр «Компас» (ООО УМЦ «Компас») и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Учебно-методический центр «Компас» (АНО ДПО УМЦ «Компас») готовы взяться за эту работу, предложить свои кадры, идеи и соображения. Базовой площадкой для такого проекта должен стать Технопарк «Глазовский». Уверен, что бизнес-сообщество г. Глазова поддержит эту идею и по мере своих возможностей, обязательно будет помогать!
Это наш город – здесь мы живем,  трудимся и растим своих детей!

Генеральный директор ООО УМЦ
«Компас» Андрей Макаров

Новости АСИ
30.12.2013 Определены 10 регионов для подготовки рабочих кадров по модели дуального образования в 2014 году
Источник: РЕДАКЦИЯ САЙТА  АСИ

Выбраны регионы-«пилоты» для реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Конкурс регионов был одним из этапов дорожной карты по реализации проекта «Дуальное образование», одобренного в ноябре 2013 года Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством В.В.Путина. Конкурс регионов проводился по инициативе Агентства стратегических инициатив.
В конкурсную комиссию вошли представители АСИ, Минпромторга, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минтруда, Российско-Германской внешнеторговой палаты.
На конкурс подали заявки 23 региона.

По итогам конкурсного отбора пилотами по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования были выбраны следующие регионы:

  • Калужская  область
  • Ульяновская  область
  • Красноярский  край
  • Пермский  край
  • Ярославская  область

Кроме этого конкурсная комиссия решила присвоить статус «регион-ментор» Калужской и Свердловской областям, как регионам, которые уже имеют опыт реализации дуального образования и смогут оказать методическую поддержку регионам, которые только собираются готовить рабочие кадры по новой модели образования.
Ещё четыре региона, которые не стали победителями, но при этом подали качественные заявки, получили статус «финалистов». Ими стали Свердловская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Московская область, Нижегородская область. С этими регионами Агентство стратегических инициатив планирует заключить специальные соглашения о сопровождении Агентством процесса апробации в них модели дуального образования.
Помимо указанных регионов, вне конкурса статус «специального проекта АСИ» был присвоен Приморскому краю, а Самарской области – статус «спецпроекта Российско-Германской внешнеторговой палаты».
Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации.
Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.
Презентация проекта дуальное образование
Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»
Ситуация с профобразованием в России

  • Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*)
  • Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке
  • При этом, качество  среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение
  • Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации

Что такое «дуальное образование»?

  • Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации
  • Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе

Эффекты от внедрения дуального образования

  • Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования.
  • Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования – подготовки кадров.

Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.

Визит руководителей Лейпцигского центра профобразования и повышения квалификации
21.01.14.
Состоялся визит директора ООО «Лейпцигский центр профобразования и повышения квалификации» Франка Мюллера и сотрудницы Лейпцигской Торгово-промышленной палаты Наталии Кутц в Торгово-промышленную палату Республики Татарстан (ТПП РТ).
С гостями встретились председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев и зампредседателя Валерий Герасимов. Во время визита обсуждался вопрос  внедрения дуальной системы образования в республике.
Как известно, дуальная система профессионального образования получила мировое признание и это наиболее распространенная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии.
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

  • дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;
  • в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
  • дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
  • заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
  • учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.

Доктор Франк Мюллер подчеркнул, что данная система широко распространена в Германии и её экономические успехи красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения.

Пресс-служба ТПП Республики Татарстан